Принят закон о защите должников от коллекторов

Принят закон о защите должников от коллекторов

Национальный Банк Украины в июле 2020-го года получил 535 жалоб граждан страны на действия коллекторских компаний. Это составляет практически одну третью часть от всех жалоб на действия небанковских финансовых учреждений, полученных за месяц. Как сообщает НБУ, двумя основными проблемами, с которыми сталкиваются все должники, являются: Звонки коллекторов должникам с угрозами и запугиваниями; Звонки коллекторов родственникам […]

Национальный Банк Украины в июле 2020-го года получил 535 жалоб граждан страны на действия коллекторских компаний. Это составляет практически одну третью часть от всех жалоб на действия небанковских финансовых учреждений, полученных за месяц. Как сообщает НБУ, двумя основными проблемами, с которыми сталкиваются все должники, являются:

  1. Звонки коллекторов должникам с угрозами и запугиваниями;
  2. Звонки коллекторов родственникам и близким должников, не имеющим никакого отношения к оформленному кредиту.

Обычно небанковское финансовое учреждение просит у должника номер его ближайших родственников или друзей, или даже коллеги. Учреждение обычно не подписывает с должником никаких документов о поручительстве или договоров, даже не проверяет подлинность контактов, предоставленных должником. Финансовая компания рассчитывает, что в случае неуплаты или просрочки ко займу кредит удастся выплатить при посредничестве коллекторов.

Желая обезопасить должников от коллекторов, группа народных депутатов Верховной Рады Украины приняла законопроект, защищающий должников при урегулировании просроченной задолженности. Как сообщают официальные представители Национального Банка, данный законопроект стал результатом совместной работы народных депутатов Верховной Рады, НБУ и Уполномоченной Верховной рады Украины по правам человека.

Как говорится в сообщении НБУ, новый законопроект установит четкие и точные правила работы коллекторов и ее урегулирование: порядок регистрации коллекторской компании, требования к этичному поведению со своими клиентами, санкции за нарушение, надзор за деятельностью коллекторской компании. Реформирование коллекторских компаний является важнейшей целью данного проекта.

В НБУ также отметили, что, если клиент не дает компании разрешения на использование его телефонного номера, то компания и коллекторы нарушают законодательство Украины в случае его использования. Если клиенту поступают звонки по кредиту, который клиент не оформлял, или по которым он не выступал в качестве посредника/поручителя, то нарушается закон страны «О защите персональных данных». Финансовое учреждение и коллекторы не имеют права на обработку подобной информации без согласия должника.

Законопроект четко установит:

  • порядок регистрации коллекторской компании в общем реестре;
  • штрафные санкции;
  • правила этичного поведения во взаимоотношениях с клиентами.

Согласно данному закону, будет создан публичный реестр коллекторских компаний, причем реестр будет вестись со стороны Национального Банка. Все компании, занимающиеся урегулирование задолженности, приведут свою деятельность к требованиям данного реестра и зарегистрируются в нем. К тому же, НБУ будут проводить надзор за поведением коллекторов по отношению к их потребителям: Национальный Банк будет контролировать соблюдение законодательства Украины со стороны коллекторов, в случае необходимости устанавливать дополнительные требования к взаимодействию с клиентами, защищать права всех потребителей, а также рассматривать их обращения.

У регулятора будет полномочие устанавливать штрафные санкции или даже исключать нарушителей из общего реестра коллекторских компаний в случае нарушений с их стороны.

Финансовые компании обяжутся предупреждать потребителей о возможности привлечения коллектора в том случае, если появится просрочка по кредиту. Это должно будет осуществляться еще на этапе заключения кредитного договора, как отметили в НБУ. Финансовые компании должны будут публиковать информацию о привлечении возможных коллекторов на своих официальных источниках, а также сообщать об этом в местах предоставления услуг. Из этого следует, что еще на этапе подписания договора у клиента будет полная и точная информация о компании, с которой он собирается сотрудничать для урегулирования просроченной задолженности.

В соответствии с новым законопроектом, коллекторы обязаны будут соблюдать правила этичного поведения по отношению к своим потребителям. Будет установлен исключительный перечень способов разрешенного сотрудничества коллекторов и клиентов финансовых услуг. Также будет установлена максимальная частота такого сотрудничества. Если правила будут нарушены, то наказания будут колебаться от исключения из общего реестра коллекторских компаний от штрафных санкций.

Как отмечают официальные представители НБУ, урегулирование деятельности коллекторских компаний на законодательном уровне является важнейшей целью этих изменений. До сих пор такой вид деятельности, как «коллекторская», вообще не регулировалась со стороны государства, как и полномочия и правила поведения представителей коллекторских компаний во взаимодействии с клиентами. По этой причине совершались многочисленные нарушения в деятельности коллекторских компаний с клиентами.

Ольга Василевская-Смаглюк, занимающая должность народного депутата в Верховной Раде, отметила, что Ассоциация финансовых учреждений и коллекторских компаний в совокупности с Верховной радой и НБУ целых четыре месяца размышляли, каике именно изменения нужно ввести для регулирования деятельности коллекторов. Ведь многие клиенты на протяжении долгого времени могли даже покончить с собой из-за давления, испытываемого из-за многочисленных долгов и неспособности их выплатить. Данный законопроект заставит коллекторские компании руководствоваться во взаимодействии с клиентами не только моральными принципами, но и опасением предстать перед судом в случае неэтичного подхода к потребителям.

К тому же, депутат подчеркнула, что данный законопроект необходим для контроля над использованием со стороны коллекторских компаний персональных данных их клиентов, чтобы эти данные не использовались в корыстных целях и не оказывали психологическое давление на клиентов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оценок нет)
Loading...
Принят закон о защите должников от коллекторов рейтинг: 0/5 от 0 голоса.

Написать комментарий

Ваш email не будет опубликован.